Родительский университет «Семейные традиции, ценности в воспитании детей»

Семья в жизни человека – это не просто базовая ячейка общества, но и место, где он может чувствовать себя защищённым и счастливым. В ней мы растём, накапливаем знания, обретаем характер и впитываем ценности, которым нас учат родители. Это не что иное, как планомерное воздействие семьи на развитие человека, одним словом – воспитание, поэтому не зря  В. А.Сухомлинский говорил: «Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей».

Семейные ценности непременно находят своё отражение в деятельности, характере и поведении ребёнка. Являясь совокупностью представлений о жизни, её смысле, взаимоотношениях и о мире в целом, они выступают неотъемлемыми составляющими интеллекта ребёнка и его мировоззрения. Этим определяется важность семейных ценностей в процессе формирования личности. Нужно не просто учить детей тому, что счастье семьи строится на любви и мире, а обязательно подтверждать свои слова примерами из личного опыта. Нужно понимать, что дети невольно копируют своих родителей, а именно их манеру общения и поведения, поэтому необходимо заниматься и самовоспитанием, уметь сдерживать эмоции и решать конфликты мирно посредством поиска компромисса. Из этого следует, что ребёнок усвоит те семейные ценности, которыми обладает родитель.

Традиции семьи и её ценности – это очень хрупкие составляющие человеческой духовной сущности, их необходимо беречь и дорожить ими, ведь из этого складывается трепетное отношение к нормам морали. Ребёнок не осознает этого, если ему это не объяснить. Для этого существуют основополагающие принципы воспитания, являющиеся для родителей вспомогательными. Давайте рассмотрим эти принципы.

Начнём с того, что под словом принципы понимаются исходные положения, которыми следует руководствоваться для создания педагогически верной тактики воспитания. Эти принципы таковы:

– отношения должны строиться на любви и доброжелательности;

– ребёнка в семье должны принимать таким, какой он есть;

– воспитывать нужно, учитывая возраст, пол и индивидуальные особенности ребёнка;

– с малых лет должны прививаться основы гуманизма и уважения к личности;

– родители должны быть образцом для подражания;

– использование игры необходимо в качестве основного способа деятельности;

– общаться с детьми нужно на основе оптимизма (это включает пять принципов позитивного воспитания по Грею Джонсу :

1)отличаться от других – нормально;

2) совершать ошибки – нормально;

3)проявлять негативные эмоции – нормально;

4)хотеть большего – нормально;

5) выражать своё несогласие – нормально, но ребёнок должен помнить, что мама и папа – главные );

Внутренний мир ребёнка также является отражением ценностей семьи. Он начинает своё развитие с переживаний внутренних потребностей с последующим их опредмечиванием. В этом процессе объекты внешнего мира, прежде всего, мать, приобретают для ребёнка определённые значения и эмоциональную окраску, а эмоции в свою очередь существуют в неразрывной связи с семейными ценностями и традициями. Всё, что ребёнок познает в процессе знакомства с миром, будет одухотворено с помощью психической функции мышления, которое интеллектуально и морально. Новые знания будут включать в себя и представления о ценностях семьи, что позволит ребёнку мыслить через призму своей духовности.

Взгляды людей на семейные ценности различны. Это выражается в религиозном и светском понимании.

Религиозное основывается на традиционном, христианском взгляде на семью и брак. Рождение и воспитание детей, а также взаимная помощь выступают основными целями брака. Намеренный отказ от рождения детей рассматривается грехом и считается эгоистическим поступком. Согласно религиозному пониманию, человек – это существо, созданное Богом, которое обладает принадлежностью к одному из двух полов. Эта принадлежность – особый дар Творца. Главным источником моральных ценностей в религиозном понимании является Бог или иная сверхъестественная сила. Семейные ценности и мораль воплощаются в заповедях, заветах и священных текстах, то есть в разнообразных формах сакрального сознания.

Что касается светского понимания, то оно усматривает источники всех процессов и явлений в объективных обстоятельствах материального мира. Светское понимание объясняет сформировавшуюся систему социальных и моральных норм с точки зрения психологии личности и общества.

Каждая семья определяет для себя наиболее подходящий ей вид понимания духовных ценностей. Сами семейные ценности, по сути, не меняются, меняется лишь их трактовка.

К распространенным семейным ценностям в узком смысле относят:

–ценности супружества;

–ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

–ценности воспитания детей;

–ценности родственных связей;

– ценности, связанные с саморазвитием;

–ценности внесемейных коммуникаций;

–ценности профессиональной занятости.

Если рассмотреть классификацию распространенных семейных ценностей в широком смысле, то получим следующую классификацию:

  1. Общение (Любой человек имеет необходимость обмена информацией, ему важно высказывать своё мнение и получать нужные советы, поэтому в семье должны быть доверительные отношения и искренние разговоры.);
  2. Уважение (Оно выражается в готовности принять чувства, потребности и мысли другого человека, не навязывая ему собственную точку зрения. Важно постараться понять человека. Уважение в семье нельзя путать со страхом. Дети должны уважать, а не бояться своих родителей)
  3. Чувство значимости для своей семьи( Возвращаясь домой, человек хочет видеть радость в глазах близких. Зная, что его ждут дома, он сможет достичь больших успехов)
  4. Умение прощать( Никто из нас не совершенен, и семья – это последнее место, где нам хотелось бы слышать упрёки и критику в свой адрес, поэтому важно научиться прощать ошибки других и не повторять свои собственные)
  5. Традиции( Наличие в семье традиций является сплачивающим фактором и делает семью уникальной)
  6. Ответственность( Это надёжность и честность в отношении себя и других, способность отвечать за свои поступки и их последствия)

Семейные ценности и традиции, несомненно, являются факторами воспитательной среды. Они создают социально-поведенческие идеалы и образцы для подражания. Кроме того, наличие духовных ценностей и традиций в семье – это обязательное условие формирования благоприятного эмоционального фона, необходимого для здоровой психики ребёнка.

Рекомендации для разнообразия семейных традиций.

Виды семейных традиций можно разделить на три большие группы:

Совместное отмечание праздников – Новый год, Дни рождения, Масленица и другие. С самого рождения ребенок привыкает к празднованию конкретных дат всеми членами семьи.

Распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи. Если каждый в семье отвечает за что-то, а все вместе люди делают одно общее благое дело, то у них формируется чувство общности и полезности.

-Совместное времяпрепровождение. Это игры, походы в музей, кино, кафе, туристические походы, путешествия.

Наиболее распространенные современные семейные традиции:

-Совместные завтраки, обеды и ужины. Собраться за столом хотя бы один раз в день и обсудить планы на день или итоги этого дня.

-Утренняя зарядка дома или в парке.

-Совместный отдых, чтобы было весело, интересно, а, главное, вместе!

-Личные семейные праздники

-Украшение дома (причем на любой праздник, а не только на Новый Год)

-Субботники, уборка дома

-Покупки всей семьей

-Рукоделие, художественное творчество

-Ведение семейных альбомов

А.С.Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их замечаете».

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.