Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые сочетаясь с повышенным любопытством, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения дошкольников навыкам безопасного поведения в социуме является сказка.
Сказки – это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их – жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев – те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и обсуждая народные сказки, играя в них, ребята легко усвоят, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить всем, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, мы научим детей и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир – разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
Народные сказки вобрали всю мудрость и опыт старших поколений. Раньше, когда не было книг, они служили и развлечением, и учебником жизни. Слушая сказку, узнаешь все правила безопасного поведения. И уже точно не откроешь дверь своего дома, как это сделали семеро козлят. А если будешь пить воду из открытых водоемов, то в лучшем случае «козленочком станешь», а то и в больницу угодишь с кишечной инфекцией. Именно из сказки узнаешь, что нельзя быть слишком доверчивым к чужим людям, а то попадешь в беду.
Сказки – верные помощники во многих жизненных ситуациях. В общем, сказка – ложь, но что-то в ней есть… И если мы будем не просто читать ребенку на ночь сказочную историю, а и обсуждать прочитанное, то возможно на примере сказочных героев заложить основы необходимых правил безопасности. Ну, как еще доходчивее можно объяснить детям, что нельзя открывать дверь квартиры чужим людям, даже если они кажутся хорошими и добрыми, как не на примере сказок. Только сказки заканчиваются хэппи-эндом, а вот в жизни чаще все совсем наоборот.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условием проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди хорошо их знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.
Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но сказки выполняют не только развлекательную роль и несут воспитательную функцию. Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки могут выполнять не только развлекательную роль и нести воспитательную функцию, но и обучают безопасности.
Сказки – это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев – те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир — разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Мы должны рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми (людьми) взрослыми. Большинство детей считает, что опасными бывают люди с неприятной внешностью, «бородатые дяди» или неприятно одетые люди. А молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой. Здесь нам помогут сказки. Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Хорошим подтверждением несовпадения приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, в которой злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. А царевна нарушила правило безопасности: нельзя брать угощение от незнакомых людей.
Детям необходимо помнить, что они должны спросить разрешения у родителей или людей, их опекающих, прежде чем принять от кого-то конфету или подарок. Другая типично опасная ситуация контакта с незнакомыми людьми: взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-то, обещая дать или показать что-то интересное. Необходимо научить детей говорить «нет» людям, которые хотят их куда-то увести без разрешения родителей. Типичным примером того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого является русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Ласковым голосом лиса предлагала петушку выглянуть в окошко, обещая дать горошку, приглашала клевать горох, который некуда девать, подбирать пшено, рассыпанное на дороге. Всё это усыпило бдительность петуха. Три раза он выглянул в окно и трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать. В ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (если хватают за руку, берут на руки, затаскивают в машину) дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих. Каждый раз, когда лиса хватала петушка, он кричал: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!»
А теперь давайте вспомним русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему ведьме удалось утопить Алёнушку? Да потому, что она с совершенно незнакомой женщиной, которая её ласково звала купаться, пошла на речку, нарушив правило безопасности: нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми.
Дети должны понять, что опасность подстерегает не только на улице, но и дома. Необходимо разъяснить детям, что нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Примером того, что из этого может получиться, является русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
А в сказке Ш.Перро «Красная шапочка» можно увидеть сразу несколько нарушений правил безопасности. Во-первых, Красная Шапочка остановилась в лесу и стала разговаривать с волком (она ещё не знала, как это опасно), во-вторых, рассказала ему, где живёт её бабушка («Вон в той деревне за мельницей, в первом домике с краю»), а в-третьих, увидев, что её бабушка выглядит не так, как обычно, легла рядом вместо того, чтобы позвать кого-нибудь из взрослых на помощь.
Существует такое правило безопасности: родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей.
Колобок в одноимённой русской народной сказке ушёл гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила колобка сесть себе на нос. Девочка в русской народной сказке «Гуси-лебеди» вопреки наказам матери, оставила маленького братца одного около дома, а сама ушла гулять. Кончилось это тем, что брата унесли гуси-лебеди, и ей пришлось долго его искать и приложить немало сил, чтобы вернуть. Ушла одна в лес девочка из русской народной сказки «Три медведя» и заблудилась.
Правило безопасности гласит: чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. А уж если пошли в лес, помните: в лесу надо держаться вместе. Маша из русской народной сказки «Маша и медведь» и Снегурушка из русской народной сказки «Снегурушка и лиса» были в лесу невнимательны: деревце за деревце, кустик за кустик, и они потеряли подруг.
Практикум.
Чтоб от сказок польза была.
1. Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете. Комментарий может быть очень простой: скажите «ай-ай-ай!» — вот и ясно ваше отношение к поступку (проступку) колобка.
2. Задайте малышу вопросы: — Почему же убежал колобок? — А можно ли было убегать одному в лес (вот он снова — основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край). — С кем колобок встретился? — От кого убежал? — А кто его обхитрил? — Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному?)
3. Для детей постарше: — Обратите внимание малыша на то, что встречались колобку и хорошие звери… жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе… (Все как у нас в жизни, не правда ли?) — Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту «чужую» территорию)? А еще? (Не слушать лису, лисы такие хитрые…)
Чтобы лучше запомнили.
Простые правила:
— Прежде чем рассказывать – читать новую сказку, определите для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней.
— Рассказывайте сказки. Можно, конечно, и читать, но — устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный…
— Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям. Но вспомните: вы осуждаете не самого сказочного героя, вы осуждаете его поступок. А самого героя вы жалеете, восхищаетесь им и т. п.
— Не перестарайтесь. Не стоит увлекаться и рассказывать историю страшным и заунывным голосом, рыдать над бедным героем. Малыш перехватит вашу реакцию и тогда уж точно перепугается. Ваша задача — не испугать, а научить держать ушки на макушке.
— Обращайте внимание на иллюстрации. У детей эйдическая память (это значит образная, яркая). Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга — вещи разные. Детская психика «подстраховывается»: она не создаст ужасно страшную картинку. А вот то, что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.
— Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.
— Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное — не отойти от темы).
— Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
— Повторяйте. Не старайтесь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаете. Но время от времени возвращаться к такому обсуждению желательно.
— Закрепление пройденного проводите по-разному. Много времени и сил у вас это не отнимет. Нужно только одно: ваш хороший настрой.
Правила безопасности, которым обязательно следует обучить детей:
— Не уходи далеко от своего дома, двора.
— Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.
— Не гуляй один.
— Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.
— Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт.
— Не открывай дверь людям, которых не знаешь.
— Договорись заранее с соседями о сигналах опасности.
— Не садись в чужую машину.
— На все предложения не знакомых отвечай: «Нет!» и немедленно уходи от них туда, где есть люди.
— Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.
— В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.
Говорить о сказках можно долго. Многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Но ведь недаром говориться: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».