Переход из начальной школы в среднее звено сопряжен с большой психологической нагрузкой. Помните, что процесс школьной адаптации может длиться до 6 месяцев. Относитесь к ребенку с пониманием — ему трудно.
Во-первых, Вашего ребенка будут учить несколько различных учителей, а не один-два, как это было в начальной школе. Расставание с первым любимым учителем, возможно, огорчит ребенка. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажется для ребенка так же большой неожиданностью. Педагоги относятся к пятикласснику не как к малышу, а как к сформированному школьнику, и должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребенок осознает это.
Во-вторых, ребята будут заниматься в другом кабинете, и даже не в одном. Родного, по-домашнему уютного кабинета начальной школы, где проходили все уроки, больше не будет. В средней школе для изучения каждого предмета обычно есть кабинет. Добавьте сюда встречи на переменах со старшеклассниками. Для привыкания к этому нужно время.
В-третьих, у Вашего ребенка может поменяться коллектив одноклассников, даже если Вы не меняли школу. Могут появиться новички в классе, или уйти из школы одноклассники. Смена коллектива даже для взрослого человека проходит болезненно, а что говорить о малыше?
Поэтому, уважаемые родители, на Ваши плечи ложится забота о том, как помочь своему ребенку преодолеть все эти трудности. В это время он особенно нуждается в Вашей помощи.
1. Обязательно узнайте о программе обучения в 5 классе, предполагаемой нагрузке, наличии дополнительных занятий у классного руководителя. Сопоставьте требования с возможностями. Помните, что 5-6 уроков подряд ничего хорошего вашему ребенку не принесут.
2. Поинтересуйтесь, кто будет вести учебные предметы в классе Вашего ребенка. Пусть Вам заранее расскажут о требованиях педагога.
3. Первые три месяца следует тщательно контролировать, как дети собираются в школу (ненавязчиво). Ребята кладут в ранец совсем не то, что нужно, потому что только учатся следить за расписанием и его изменением. Поэтому, уважаемые родители, не поленитесь заглянуть в расписание уроков и проверить содержимое ранца. Но, заметив несоответствие, не спешите сами исправлять оплошность ребенка, пусть он сделает это сам. Тем самым Вы разовьете его внимание и воспитаете в нем самостоятельность.
4. Подружитесь с родителями других детей. Тем самым Вы получите гораздо больше информации о школе, о делах класса, а также о жизни вашего ребенка в школе.
5. И самое главное — никогда не бойтесь спрашивать учителей о том, что Вам непонятно. Не стесняйтесь, когда хотите что-то уточнить. Просите совета, когда сомневаетесь. Верьте в своего ребенка, и все у него будет хорошо.
6. Обращайтесь за консультацией к психологу.
Но именно сейчас у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.
Причины трудностей в учении:
Недостатки учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов; значительные пробелы в знаниях; несформированность общих учебных и специальных учебных умений и навыков.
Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать: эмоциональную усталость; раздражительность; капризность; скандалы и плачь и т.д.
Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач).
Слабая произвольность поведения и деятельности — нежелание, невозможность заставить себя постоянно заниматься.
Причины и следствие неполной адаптации
Причины:
Продолжительная неуспеваемость или её снижение, невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок, проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников, неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.
Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах):
- Низкая или напротив защитно-высокая самооценка;
- Прямая или косвенная оборонительно — защитная агрессия;
- Чувство беспомощности и обиды;
- Формируется мотив избегания неудач;
- Нервных процессы (частые заболевания, «школьный» невроз);
- Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;
- Формирование чувства неполноценности.
- Проявление асоциальных форм поведения (закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
- готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями — с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- нежелание выполнять домашние задания, негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- жалобы, связанные со школой.
- беспокойный сон.
- трудности утреннего пробуждения, вялость.
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Памятка для родителей пятиклассников
Переход из начального звена в среднее — важный этап в жизни ребенка.
Успешность адаптации:
- интеллектуальная готовность;
- умение общаться со сверстниками и учителями;
- соблюдение школьных правил;
- умение ориентироваться в новых ситуациях;
- эмоциональная гибкость.
Трудности адаптационного периода:
- возросший темп работы: дети не успевают быстро писать;
- возросший объем работы на уроках и дома;
- новые учителя и требования к оформлению работ;
- необходимо самостоятельно находить дополнительную информацию и работать с ней;
- новое расписание и новые кабинеты;
- трудности со старшеклассниками.
Некоторые проблемы пятиклассников:
- в письменных работах пропускают буквы;
- не умеет применять правила, хотя знает их формулировку;
- с трудом решает математические задачи;
- невнимателен, рассеян, забывчив;
- с трудом понимает объяснения учителя;
- плохо ориентируется в пространстве;
- испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний;
- часто меняет друзей.
Кризисные периоды:
- первые 4-6 недель (сентябрь, октябрь)
- середина декабря;
- неделя после каникул в феврале;
- середина марта (особенно после каникул).
Признаки дезадаптации:
- усталый, утомленный вид ребенка;
- беспокойный ночной сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие;
- нежелание выполнять домашнее задание;
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
- нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне;
- повышенная тревожность, страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
- жалобы на события, связанные со школой;
- стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.