Семья в жизни человека – это не просто базовая ячейка общества, но и место, где он может чувствовать себя защищённым и счастливым. В ней мы растём, накапливаем знания, обретаем характер и впитываем ценности, которым нас учат родители. Это не что иное, как планомерное воздействие семьи на развитие человека, одним словом – воспитание, поэтому не зря В. А.Сухомлинский говорил: «Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей».
Семейные ценности непременно находят своё отражение в деятельности, характере и поведении ребёнка. Являясь совокупностью представлений о жизни, её смысле, взаимоотношениях и о мире в целом, они выступают неотъемлемыми составляющими интеллекта ребёнка и его мировоззрения. Этим определяется важность семейных ценностей в процессе формирования личности. Нужно не просто учить детей тому, что счастье семьи строится на любви и мире, а обязательно подтверждать свои слова примерами из личного опыта. Нужно понимать, что дети невольно копируют своих родителей, а именно их манеру общения и поведения, поэтому необходимо заниматься и самовоспитанием, уметь сдерживать эмоции и решать конфликты мирно посредством поиска компромисса. Из этого следует, что ребёнок усвоит те семейные ценности, которыми обладает родитель.
Традиции семьи и её ценности – это очень хрупкие составляющие человеческой духовной сущности, их необходимо беречь и дорожить ими, ведь из этого складывается трепетное отношение к нормам морали. Ребёнок не осознает этого, если ему это не объяснить. Для этого существуют основополагающие принципы воспитания, являющиеся для родителей вспомогательными. Давайте рассмотрим эти принципы.
Начнём с того, что под словом принципы понимаются исходные положения, которыми следует руководствоваться для создания педагогически верной тактики воспитания. Эти принципы таковы:
– отношения должны строиться на любви и доброжелательности;
– ребёнка в семье должны принимать таким, какой он есть;
– воспитывать нужно, учитывая возраст, пол и индивидуальные особенности ребёнка;
– с малых лет должны прививаться основы гуманизма и уважения к личности;
– родители должны быть образцом для подражания;
– использование игры необходимо в качестве основного способа деятельности;
– общаться с детьми нужно на основе оптимизма (это включает пять принципов позитивного воспитания по Грею Джонсу :
1)отличаться от других – нормально;
2) совершать ошибки – нормально;
3)проявлять негативные эмоции – нормально;
4)хотеть большего – нормально;
5) выражать своё несогласие – нормально, но ребёнок должен помнить, что мама и папа – главные );
Внутренний мир ребёнка также является отражением ценностей семьи. Он начинает своё развитие с переживаний внутренних потребностей с последующим их опредмечиванием. В этом процессе объекты внешнего мира, прежде всего, мать, приобретают для ребёнка определённые значения и эмоциональную окраску, а эмоции в свою очередь существуют в неразрывной связи с семейными ценностями и традициями. Всё, что ребёнок познает в процессе знакомства с миром, будет одухотворено с помощью психической функции мышления, которое интеллектуально и морально. Новые знания будут включать в себя и представления о ценностях семьи, что позволит ребёнку мыслить через призму своей духовности.
Взгляды людей на семейные ценности различны. Это выражается в религиозном и светском понимании.
Религиозное основывается на традиционном, христианском взгляде на семью и брак. Рождение и воспитание детей, а также взаимная помощь выступают основными целями брака. Намеренный отказ от рождения детей рассматривается грехом и считается эгоистическим поступком. Согласно религиозному пониманию, человек – это существо, созданное Богом, которое обладает принадлежностью к одному из двух полов. Эта принадлежность – особый дар Творца. Главным источником моральных ценностей в религиозном понимании является Бог или иная сверхъестественная сила. Семейные ценности и мораль воплощаются в заповедях, заветах и священных текстах, то есть в разнообразных формах сакрального сознания.
Что касается светского понимания, то оно усматривает источники всех процессов и явлений в объективных обстоятельствах материального мира. Светское понимание объясняет сформировавшуюся систему социальных и моральных норм с точки зрения психологии личности и общества.
Каждая семья определяет для себя наиболее подходящий ей вид понимания духовных ценностей. Сами семейные ценности, по сути, не меняются, меняется лишь их трактовка.
К распространенным семейным ценностям в узком смысле относят:
–ценности супружества;
–ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;
–ценности воспитания детей;
–ценности родственных связей;
– ценности, связанные с саморазвитием;
–ценности внесемейных коммуникаций;
–ценности профессиональной занятости.
Если рассмотреть классификацию распространенных семейных ценностей в широком смысле, то получим следующую классификацию:
- Общение (Любой человек имеет необходимость обмена информацией, ему важно высказывать своё мнение и получать нужные советы, поэтому в семье должны быть доверительные отношения и искренние разговоры.);
- Уважение (Оно выражается в готовности принять чувства, потребности и мысли другого человека, не навязывая ему собственную точку зрения. Важно постараться понять человека. Уважение в семье нельзя путать со страхом. Дети должны уважать, а не бояться своих родителей)
- Чувство значимости для своей семьи( Возвращаясь домой, человек хочет видеть радость в глазах близких. Зная, что его ждут дома, он сможет достичь больших успехов)
- Умение прощать( Никто из нас не совершенен, и семья – это последнее место, где нам хотелось бы слышать упрёки и критику в свой адрес, поэтому важно научиться прощать ошибки других и не повторять свои собственные)
- Традиции( Наличие в семье традиций является сплачивающим фактором и делает семью уникальной)
- Ответственность( Это надёжность и честность в отношении себя и других, способность отвечать за свои поступки и их последствия)
Семейные ценности и традиции, несомненно, являются факторами воспитательной среды. Они создают социально-поведенческие идеалы и образцы для подражания. Кроме того, наличие духовных ценностей и традиций в семье – это обязательное условие формирования благоприятного эмоционального фона, необходимого для здоровой психики ребёнка.
Рекомендации для разнообразия семейных традиций.
Виды семейных традиций можно разделить на три большие группы:
—Совместное отмечание праздников – Новый год, Дни рождения, Масленица и другие. С самого рождения ребенок привыкает к празднованию конкретных дат всеми членами семьи.
—Распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи. Если каждый в семье отвечает за что-то, а все вместе люди делают одно общее благое дело, то у них формируется чувство общности и полезности.
-Совместное времяпрепровождение. Это игры, походы в музей, кино, кафе, туристические походы, путешествия.
Наиболее распространенные современные семейные традиции:
-Совместные завтраки, обеды и ужины. Собраться за столом хотя бы один раз в день и обсудить планы на день или итоги этого дня.
-Утренняя зарядка дома или в парке.
-Совместный отдых, чтобы было весело, интересно, а, главное, вместе!
-Личные семейные праздники
-Украшение дома (причем на любой праздник, а не только на Новый Год)
-Субботники, уборка дома
-Покупки всей семьей
-Рукоделие, художественное творчество
-Ведение семейных альбомов
А.С.Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их замечаете».