Растут наши дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы. У детей появляются свои тайные интересы, в какой-то момент времени они перестают понимать родных и близких. В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать их, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада. Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё несущественны.
В связи с этим хочется рассказать небольшую притчу.
Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.
Психологи выделяют много признаков в поведении ребёнка, по которым можно определить есть ли жизненная установка, цель у него или нет. Несколько признаков в поведении детей, у которых нет жизненных целей:
• чрезмерно играет в компьютерные игры;
• разговаривает по телефону в течение нескольких часов;
• ленивое времяпровождение у телевизора;
• демонстративное нарушение школьной дисциплины;
• курение и выпивка;
• употребление наркотиков;
• грубость сверстникам и взрослым;
• унижение маленьких и слабых;
• ложь даже без причин;
• доказывание своей правоты только с помощью силы;
• разрисовывание стен;
• порча школьного имущества;
• гуляние на улице в течение долгого времени;
• совершение других аморальных и противоправных поступков и т.д.
Предлагаю вашему вниманию вопросы для обсуждения:
1)Каким вы видите своего ребёнка в будущем?
2)Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
3)Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
4)Что может повлиять на формирование жизненных приоритетов подростков?
5)Как помочь преодолеть подросткам неудачи и разочарования?
Учащиеся 8-х классов знают: для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться, хорошо учиться, нужны терпение, сила воли, стремление. Поддержкой в достижении жизненных целей ребята видят в родителях. Препятствием в достижении своих целей многие отметили, является лень и компьютер. В жизни всё нужно зарабатывать своими силами, пройдя и через неудачи.
Отечественные и зарубежные психологи советуют родителям придерживаться следующих моментов в воспитании детей:
1)Безусловно, принимать ребенка таким. Какой он есть.
2)Активно слушать его переживания и потребности.
3)Беседовать с сыном или дочерью об их ближайших и будущих жизненных планах.
4)Делиться своими планами, победами и неудачами.
5)Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать в ребенке желание доказать себе и другим и достичь поставленной цели.
6)Формировать нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
7)Создавать у ребёнка ситуацию успеха и поддерживать успехи.
8)Бывать (читать, заниматься) вместе.
9)Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам. 10)Помогать, когда просит.
11)Делиться своими чувствами (значит доверять).
12)Конструктивно решать конфликты.
13)Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Например: «Мне хорошо с тобой…», «Мне нравится, как ты…», «Ты, конечно, справишься…», «Как хорошо, что ты у нас есть…» и другие.
14)Как можно чаще обнимать ребенка, но не «затискивать».
15)Говорить ребёнку правду, какой бы горькой она не была.
16)Быть самому примером для ребёнка!